Из «Философия Ницше. Критический очерк» — философское исследование Евгения Николаевича Трубецкого основных аспектов философии Фридриха Ницше: метафизики, гносеологии, этики, религии (Москва, 1903 год).

  • История человечества для него — история душевных болезней, и самые занятия историей он сравнивает со странствованием в доме умалишённых.
  • Философ олицетворяет собою тип истинного человека, переставшего быть животным.
  • Смысл истории человечества — не в довольстве масс, не в счастье всех или большинства человеческого рода, а в тех гениальных, «сверхисторических» личностях, которые составляют исключение из общего правила.
  • Цель истории заключается не в том, чтобы создать возможно большее количество экземпляров человека стадного, ходячего, а в том, чтобы произвести на свет великих художников, философов и святых.
  • Цель развития человечества, как и всякого животного или растительного вида, выражается не в массе, а в тех единичных экземплярах, которые возвышаются над общим уровнем, а потому знаменуют собою переход к высшему типу.
  • Вместе с Шопенгауэром Ницше видел высшее выражение искусства в музыке
  • Только тому, кто изведал величайшие муки, открываются высшие радости, восторги вдохновения.
  • Всякая высказанная мысль, всякое написанное слово тотчас утрачивает для него свою прелесть, становится безжизненным и вялым, отзывается ходячей истиной и общим местом. Мы вечно пишем только то, что уже начинает увядать и утрачивать свой аромат; в наши руки попадаются только птицы, уже утомившиеся от полёта, те, которых можно ловить руками, нашими руками.
  • Всё философствование Ницше есть, во-первых, тоска по достоверному и истинному, которое должно наполнить жизнь содержанием, а во-вторых, искание истинного человека. Вот почему Заратустра не может долго оставаться в уединении своей пещеры.
  • Природе вообще чужды наши противоположности добра и зла, разумного и бессмысленного: ей чуждо всё человеческое, и она вовсе не хочет подражать человеку.
  • Что Достоевский изображает как кошмарический бред больного Ивана Фёдоровича, то для Ницше носит на себе печать самой подлинной действительности
  • Убейте в человеке веру в его цель, и вы убьёте в нём человека. Примириться с существованием, в котором не видишь цели и смысла, значит в конце концов отречься от разума, ибо всякое движение нашего разума предполагает цель, к которой оно направлено: бесцельное — то же, что неразумное.
  • Всё наше познание сводится к отыскиванию постоянных свойств вещей, т.е. именно того, чего нет в вещах.
  • «Благодетели, которые не понимают источника наших страданий, оскорбляют и унижают наше достоинство более, нежели враги».
  • Мораль приучает личность быть функцией стада и ценить себя только в качестве такой функции.
  • Чтобы человечество росло и крепло, для этого необходимо зло, те опасности, которые закаляют волю, те сильные страсти, без коих человек неспособен создать чего-либо великого: властолюбие, зависть, корыстолюбие, насилие, злоба, — всё это качества, в такой же мере необходимые для возвышения человеческого рода, как и противоположные им качества.
  • Наиболее сильные и злые люди всегда были главными двигателями человечества.
  • Великие эпохи нашей жизни начинаются с того момента, когда у нас хватает мужества признать злое за лучшее, что в нас есть. Всё великое заключает в себе преступление; велико только то, что стоит вне морали.
  • Есть расы, по природе предназначенные к господству: в основе этих аристократических рас всегда лежит хищник, «белокурая бестия», которая стремится к победе и добыче. Другие человеческие породы, напротив того, в силу врождённых своих качеств неизбежно должны стать добычей. Этим двум основным типам человеческого рода соответствуют два типа морали — мораль господ и мораль рабов.
  • Сила не ведает жалости. Чтобы создать новый могущественный тип человека, не только не следует оказывать помощи ближним, но должно даже стараться ускорить их гибель.
  • Известная степень болезни влечёт за собою утрату самого права на жизнь: больной — всегда паразит общества, а потому есть и такие больные, которым неприлично жить.
  • Всякий великий человек, который вносит что-нибудь новое в жизнь, непременно «преступает» старый закон, следовательно, является преступником, но преступником в великом, а не в жалком стиле. Преступник прежде всего — тип сильного человека, а потому он — самый ценный человеческий тип. Если он не раскаивается, не оплакивает своего деяния в угоду ходячей морали, то это служит признаком его душевного здоровья.
  •  Рабочий класс совершенно обезличен: рабочие не почитают для себя стыдом играть роль винтиков машины и как бы восполнять собою пробелы человеческой изобретательности: им не внушает отвращения мысль, будто сущность их страданий, их безличное рабство может быть уничтожено повышением платы.
  •  Значение труда сводится к тому, что он убивает личность в рабочем.
  • Страх перед бездельем, беспрерывная тревога накопления богатств и заботы о хлебе насущном грозят убить всякое образование и высший вкус.
  • Древние греки полагали цель жизни в созерцании; только война и созерцательная жизнь считались у них достойными свободного; напротив, труд признавался занятием рабским, достойным презрения.
  • В глазах Ницше <…> именно рост государства служит частью симптомом, частью же причиной упадка, ибо государство выражает собою коллективное, стадное начало.
  • Либерализм — не что иное, как превращение в стадо.
  • Общая мечта демагогов есть счастье зелёного пастбища для всех, со спокойствием, безопасностью, удобством и облегчением жизни для каждого; их любимое учение — «равенство прав» и «сострадание ко всем страждущим»; самое страдание с их точки зрения есть нечто такое, что следует уничтожить.
  • Социальная философия Ницше, как и его нравственное учение, проникнута отвращением к человеку.
  • Между «господами» и «рабами» найдут себе место и люди средних дарований: высшая культура может стоять только на широком основании крепко сплоченной посредственности.
  • Философия Ницше представляет собою протест против измельчания и вырождения современного человека;
  • Его самомнение не знает предела. Своего «Заратустру» он называет «глубочайшею книгою, какою когда-либо обладало человечество». Со дня «переоценки всех ценностей», т.е. со дня появления его собственного учения, он предлагает начать новое летосчисление.
  • Но в целом философия Ницше производит впечатление чего-то необычайно нестройного и нескладного: она изумляет отсутствием логического единства и скудостью своих результатов.
  • Что в наши дни личность обезличилась, вкусы выродились, интересы измельчали и творчество иссякло, — в этом не может быть сомнения. Ницше верно подметил явление; но он не сумел дать ему сколько-нибудь удовлетворительного объяснения.
  • Вся его философия есть необычайно красноречивое свидетельство о силе и жизненности той самой религиозной идеи, которую он проповедует.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *